-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Чтобы обеспечить качество материалов, многие документы на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем Вам зарегистрироваться и вы сможете скачивать любые файлы. Это займет всего 1 минуту.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться

Здравствуйте! Статьи на сайте gd.ru доступны только зарегистрированным пользователям, но мы можем оперативно открыть вам доступ к этому материалу через наш telegram-бот.

×

Видеоролики по основным бизнес-процессам, тренинги по личной эффективности, мастер-классы известных управленцев и записи закрытых мероприятий

Канал для руководителей и владельцев бизнеса. Полезный контент и кейсы от ведущих экспертов помогут вам справится с любыми управленческими задачами.

-

Что такое стратегия и зачем она нужна

6 ноября 2020
1241
Средний балл: 0 из 5
Стратегия это
Стратегия это

Сегодня сложно найти компанию, которая бы не заявляла, что проводит стратегический менеджмент. Однако это понятие каждый воспринимает по-своему. Простыми словами стратегия – это сценарий достижения требуемого результата.

Что такое стратегия

Что называется стратегией? Основа управления каждым бизнесом – это разработка, адаптация и реализация стратегии. Стратегия рассматривается как комбинация инструментов конкуренции и ведения бизнеса, нацеленная на удовлетворение потребителей и достижение требуемых результатов.

Стратегия – это определение, которое тесно связано с бизнес-моделью. Это сценарий выполняемых задач, который предполагает максимальный успех и минимальные потери. Если говорить кратко, то стратегия – это совокупность выбранных политик, принципов, программ и целей, обеспеченных требуемыми ресурсами для достижения итогового результата.

В большинстве литературных источников описано два противоположных подхода к определению стратегии:

  1. Долгосрочный план достижения поставленной цели, а ее выработка – это поиск этой цели и формирование плана по ее достижению. Данный подход характеризуется тем, что все изменения предсказуемы, а внешние процессы определяемы и управляемы.
  2. Долгосрочный качественно выбранный вектор развития компании, связанный со сферой и формой деятельности, комплексом внутренних производственных отношений и статусом компании во внешнем рынке. При таком подходе стратегия – это выбранный вектор развития, при котором компания достигнет требуемого результата.

Исходя из многочисленных определений этого понятия, делаем вывод, что стратегия:

  • разрабатывается с учетом внешних целей, которые требуется достигнуть;
  • это часть стратегической цели владельца бизнеса, а значит стратегические цели подразделений – это часть стратегии компании;
  • состоит из внутренних задач, пути выполнения которых характеризуются выбранной политикой (принципами, стандартами и т. д.);
  • состоит из взаимосвязанных программ, обеспеченных необходимыми ресурсами.

5 признаков, что ваша стратегия никуда не годится

Главное отличие хорошей стратегии от плохой в том, что первая не закрывает глаза на проблемы, а учитывает их. Сначала анализ трудностей и максимально подробный план действий, а уже потом – амбициозные цели, о которых так часто говорят, но так редко достигают. Плохие стратегии возникают, когда лидеры концентрируются на цели, а не на решении критических проблем. Редакция «Генерального Директора» рассказывает о пяти признаках плохой стратегии, которая способна завести компанию в тупик.

Сохранить 5 признаков

Признаки стратегии

Термин стратегия имеет следующие отличительные особенности:

  1. Процесс ее выработки заканчивается не конкретным действием, а выбором единого вектора, движение по которому обеспечит успех и закрепление позиций предприятия.
  2. Она должна использоваться для поиска и разработки стратегических планов и имеет две цели:
    • помочь направить внимание на конкретных зонах и возможностях,
    • устранить оставшиеся возможности, неподходящие стратегии.
  1. Ее необходимость отпадает, когда выбранный путь развития выводит предприятие на требуемые события.
  2. В процессе ее формулирования невозможно предсказать возможности, которые появятся при разработке проекта тех или иных мероприятий. Поэтому приходится использовать слишком обобщенные, неполноценные и неточные сведения, которые могут обновиться в процессе поиска. Однако точная информация заставит усомниться в целесообразности первого стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегической миссии не может существовать без обратной связи.
  3. Понятие стратегии отличается от понятия ориентира. Ориентир – это цель, которую желает достичь фирма. Стратегия – это инструмент ее достижения. Оба понятия взаимозаменяемые.

Типы стратегии

Предприятие может разработать и реализовать один из четырех типов стратегий:

  1. Политика концентрированного роста, направленная на укрепление и развитие рыночных позиций, и улучшение продукции.
  2. Политика интегрированного роста, направленная на обратную вертикальную интеграцию и опережение вертикальной интеграции.
  3. Политика диверсификационного роста, направленная на центрированную и горизонтальную диверсификацию.
  4. Политика сокращения, направленная на ликвидацию и сокращение расходов.

    Уровни стратегии

    Стратегия предприятия разрабатывается и реализуется на трех уровнях стратегического менеджмента.

    Уровень

    Описание уровня

    Корпоративный уровень

    Присутствует на предприятиях, работающих в нескольких областях деятельности. На данном уровне:

    • принимаются решения о продажах, покупках, ликвидациях и перенаправлении областей деятельности;
    • вычисляются стратегические соответствия между конкретными областями;
    • разрабатываются алгоритмы диверсификации;
    • проводятся глобальное регулирование экономических ресурсов.

    Уровень сфер деятельности

    Это уровень:

    • главных руководителей недиверсифицированных фирм;
    • независимых руководителей, отвечающих за составление и осуществление стратегического плана.

    На данном уровне формируется и проводится стратегическая миссия, цель которой – рост конкурентоспособности фирмы.

    Функциональный уровень

    Уровень руководителей функциональных областей:

    • экономики;
    • рекламы;
    • НИОКР;
    • управления кадрами;
    • производства.

    Линейный уровень

    Уровень руководства подразделений компании или дальних филиалов.

    Стратегический менеджмент

    Стратегический менеджмент – это и есть порядок тех действий, которые необходимы для реализации поставленной стратегии и достижения поставленных миссий:

    1. Планирование. Это все то, что связано с выбором вектора развития.
    2. Организация. Это непосредственное выполнение плана.
    3. Мотивация. Это важная функция, так как любые внесения поправок влекут за собой большое сопротивление. Например, внедрение нового оборудование на предприятии влечет нежелание работников им пользоваться и боязнь руководства. Сопротивление есть и на уровне руководства: руководители не захотят пользоваться оборудованием, так как будут бояться рисковать. Чтобы снизить сопротивление, компании часто создают целые подразделения, направленные на мотивацию работников.
    4. Контроль. Без правильного контроля стратегический план может быть неэффективным.
    5. Координация. Успешный проект возможен лишь при налаженной координации отделов и кадров.

    Реализация стратегии

    Воплощение стратегии требует подбора и выполнения действий для достижения требуемых результатов.

    Управление воплощением это активное выполнение следующих административных задач:

    • формирование системы, способной правильно осуществить выбранную стратегию;
    • распределение внутренних ресурсов с учетом их ценности так, чтобы лица, несущие ответственность за значимые программы и мероприятия, имели необходимый объем людей и ресурсов для исполнения требуемых задач;
    • разработка политики и процессов для поддержания стратегии;
    • информирование персонала о повторном изучении стратегического плана;
    • формирование для работников предприятия условий для эффективной реализации стратегических задач путем использования информационных и электронных механизмов;
    • Стимулирование кадров на эффективное воплощение стратегического плана и при необходимости корректировка должностных обязанностей и рабочих процессов;
    • привязка механизма поощрений к выполнению задач и реализацию стратегического проекта;
    • формирование корпоративной культуры, стимулирующую реализацию выбранной политики;
    • использование передовых техник и методологии непрерывного усовершенствования;
    • формирование комплекса официального и неофициального лидерства для оптимизации выполнения стратегии.

    Обычно стратегия формируется на несколько лет вперед и конкретизируется в рамках проектов и программ. Реализация проводится путем разработки программ и формирования бюджетов. Их рассматривают как среднесрочные или краткосрочные этапы воплощения стратегического плана.

    Этапы реализации стратегии

    В ходе воплощения каждый уровень руководства решает закрепленные за ним обязанности. Решающая функция принадлежит высшим руководителям. Их работа может состоять из пяти этапов.

    Этап

    Описание этапа

    Углубленный анализ внешней среды

    Этап состоит из решения следующих вопросов:

    • определение структуры выбранных целей и стратегий, их правильности и взаимного соответствия;
    • доведение задумок стратегического проекта и смысла плана до работников компании с целью формирования условий для их участия в воплощении стратегий.

    Формирование решений для эффективного применения внутренних ресурсов компании

    Выполняется анализ и распределение ресурсов в соответствии с воплощаемой политикой. Для этого разрабатываются программы, исполнение которых влияет на развитие ресурсов, например, программы по обучению кадров.

    Принятие решений

    Высшие руководители принимают решения о внесении поправок в существующую структуру.

    Внесение корректировок

    Происходит внесение требуемых компании поправок, без которых невозможно начать воплощение политики. Для этого:

    • разрабатывается план возможной стабилизации изменений;
    • создаются программы по аннулированию или сокращению и закреплению изменений.

    Изменение стратегического плана

    Выполнится корректировка стратегического проекта, если этого действительно требуют появившиеся обстоятельства.

    Далее происходит анализ и контроль реализации, по результатам которых вносятся поправки.

    Контроль выполнения стратегии

    Контроль выполнения стратегии осуществляется в соответствии с двумя принципами, описанными И. Ансоффом в работе «Стратегическое управление»:

    1. Из-за некорректных расчетов стратегический проект будет обречен на провал. Чтобы этого избежать, издержки должны приводить к требуемым результатам. А внимание должно быть направлено на окупаемость издержек, а не на контроль финансов.
    2. В каждой точке контроля проводится оценка окупаемости издержек в рамках цикла жизни продукции. Пока окупаемость превышает контрольную точку, воплощение проекта должно продолжаться. Когда показатель снижается, рекомендуется применить другие возможности или закрыть проект.

    Подписка на журнал «Генеральный Директор»

    logo
    Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.