Сегодня сложно найти компанию, которая бы не заявляла, что проводит стратегический менеджмент. Однако это понятие каждый воспринимает по-своему. Простыми словами стратегия – это сценарий достижения требуемого результата.
Что такое стратегия
Что называется стратегией? Основа управления каждым бизнесом – это разработка, адаптация и реализация стратегии. Стратегия рассматривается как комбинация инструментов конкуренции и ведения бизнеса, нацеленная на удовлетворение потребителей и достижение требуемых результатов.
Стратегия – это определение, которое тесно связано с бизнес-моделью. Это сценарий выполняемых задач, который предполагает максимальный успех и минимальные потери. Если говорить кратко, то стратегия – это совокупность выбранных политик, принципов, программ и целей, обеспеченных требуемыми ресурсами для достижения итогового результата.
В большинстве литературных источников описано два противоположных подхода к определению стратегии:
- Долгосрочный план достижения поставленной цели, а ее выработка – это поиск этой цели и формирование плана по ее достижению. Данный подход характеризуется тем, что все изменения предсказуемы, а внешние процессы определяемы и управляемы.
- Долгосрочный качественно выбранный вектор развития компании, связанный со сферой и формой деятельности, комплексом внутренних производственных отношений и статусом компании во внешнем рынке. При таком подходе стратегия – это выбранный вектор развития, при котором компания достигнет требуемого результата.
Исходя из многочисленных определений этого понятия, делаем вывод, что стратегия:
- разрабатывается с учетом внешних целей, которые требуется достигнуть;
- это часть стратегической цели владельца бизнеса, а значит стратегические цели подразделений – это часть стратегии компании;
- состоит из внутренних задач, пути выполнения которых характеризуются выбранной политикой (принципами, стандартами и т. д.);
- состоит из взаимосвязанных программ, обеспеченных необходимыми ресурсами.
5 признаков, что ваша стратегия никуда не годится
Главное отличие хорошей стратегии от плохой в том, что первая не закрывает глаза на проблемы, а учитывает их. Сначала анализ трудностей и максимально подробный план действий, а уже потом – амбициозные цели, о которых так часто говорят, но так редко достигают. Плохие стратегии возникают, когда лидеры концентрируются на цели, а не на решении критических проблем. Редакция «Генерального Директора» рассказывает о пяти признаках плохой стратегии, которая способна завести компанию в тупик.
Сохранить 5 признаков
Признаки стратегии
Термин стратегия имеет следующие отличительные особенности:
- Процесс ее выработки заканчивается не конкретным действием, а выбором единого вектора, движение по которому обеспечит успех и закрепление позиций предприятия.
- Она должна использоваться для поиска и разработки стратегических планов и имеет две цели:
-
- помочь направить внимание на конкретных зонах и возможностях,
- устранить оставшиеся возможности, неподходящие стратегии.
- Ее необходимость отпадает, когда выбранный путь развития выводит предприятие на требуемые события.
- В процессе ее формулирования невозможно предсказать возможности, которые появятся при разработке проекта тех или иных мероприятий. Поэтому приходится использовать слишком обобщенные, неполноценные и неточные сведения, которые могут обновиться в процессе поиска. Однако точная информация заставит усомниться в целесообразности первого стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегической миссии не может существовать без обратной связи.
- Понятие стратегии отличается от понятия ориентира. Ориентир – это цель, которую желает достичь фирма. Стратегия – это инструмент ее достижения. Оба понятия взаимозаменяемые.
Типы стратегии
Предприятие может разработать и реализовать один из четырех типов стратегий:
- Политика концентрированного роста, направленная на укрепление и развитие рыночных позиций, и улучшение продукции.
- Политика интегрированного роста, направленная на обратную вертикальную интеграцию и опережение вертикальной интеграции.
- Политика диверсификационного роста, направленная на центрированную и горизонтальную диверсификацию.
- Политика сокращения, направленная на ликвидацию и сокращение расходов.
Уровни стратегии
Стратегия предприятия разрабатывается и реализуется на трех уровнях стратегического менеджмента.
Уровень |
Описание уровня |
Корпоративный уровень |
Присутствует на предприятиях, работающих в нескольких областях деятельности. На данном уровне:
|
Уровень сфер деятельности |
Это уровень:
На данном уровне формируется и проводится стратегическая миссия, цель которой – рост конкурентоспособности фирмы. |
Функциональный уровень |
Уровень руководителей функциональных областей:
|
Линейный уровень |
Уровень руководства подразделений компании или дальних филиалов. |
Стратегический менеджмент
Стратегический менеджмент – это и есть порядок тех действий, которые необходимы для реализации поставленной стратегии и достижения поставленных миссий:
- Планирование. Это все то, что связано с выбором вектора развития.
- Организация. Это непосредственное выполнение плана.
- Мотивация. Это важная функция, так как любые внесения поправок влекут за собой большое сопротивление. Например, внедрение нового оборудование на предприятии влечет нежелание работников им пользоваться и боязнь руководства. Сопротивление есть и на уровне руководства: руководители не захотят пользоваться оборудованием, так как будут бояться рисковать. Чтобы снизить сопротивление, компании часто создают целые подразделения, направленные на мотивацию работников.
- Контроль. Без правильного контроля стратегический план может быть неэффективным.
- Координация. Успешный проект возможен лишь при налаженной координации отделов и кадров.
Реализация стратегии
Воплощение стратегии требует подбора и выполнения действий для достижения требуемых результатов.
Управление воплощением – это активное выполнение следующих административных задач:
- формирование системы, способной правильно осуществить выбранную стратегию;
- распределение внутренних ресурсов с учетом их ценности так, чтобы лица, несущие ответственность за значимые программы и мероприятия, имели необходимый объем людей и ресурсов для исполнения требуемых задач;
- разработка политики и процессов для поддержания стратегии;
- информирование персонала о повторном изучении стратегического плана;
- формирование для работников предприятия условий для эффективной реализации стратегических задач путем использования информационных и электронных механизмов;
- Стимулирование кадров на эффективное воплощение стратегического плана и при необходимости корректировка должностных обязанностей и рабочих процессов;
- привязка механизма поощрений к выполнению задач и реализацию стратегического проекта;
- формирование корпоративной культуры, стимулирующую реализацию выбранной политики;
- использование передовых техник и методологии непрерывного усовершенствования;
- формирование комплекса официального и неофициального лидерства для оптимизации выполнения стратегии.
Обычно стратегия формируется на несколько лет вперед и конкретизируется в рамках проектов и программ. Реализация проводится путем разработки программ и формирования бюджетов. Их рассматривают как среднесрочные или краткосрочные этапы воплощения стратегического плана.
Этапы реализации стратегии
В ходе воплощения каждый уровень руководства решает закрепленные за ним обязанности. Решающая функция принадлежит высшим руководителям. Их работа может состоять из пяти этапов.
Этап |
Описание этапа |
Углубленный анализ внешней среды |
Этап состоит из решения следующих вопросов:
|
Формирование решений для эффективного применения внутренних ресурсов компании |
Выполняется анализ и распределение ресурсов в соответствии с воплощаемой политикой. Для этого разрабатываются программы, исполнение которых влияет на развитие ресурсов, например, программы по обучению кадров. |
Принятие решений |
Высшие руководители принимают решения о внесении поправок в существующую структуру. |
Внесение корректировок |
Происходит внесение требуемых компании поправок, без которых невозможно начать воплощение политики. Для этого:
|
Изменение стратегического плана |
Выполнится корректировка стратегического проекта, если этого действительно требуют появившиеся обстоятельства. |
Далее происходит анализ и контроль реализации, по результатам которых вносятся поправки.
Контроль выполнения стратегии
Контроль выполнения стратегии осуществляется в соответствии с двумя принципами, описанными И. Ансоффом в работе «Стратегическое управление»:
- Из-за некорректных расчетов стратегический проект будет обречен на провал. Чтобы этого избежать, издержки должны приводить к требуемым результатам. А внимание должно быть направлено на окупаемость издержек, а не на контроль финансов.
- В каждой точке контроля проводится оценка окупаемости издержек в рамках цикла жизни продукции. Пока окупаемость превышает контрольную точку, воплощение проекта должно продолжаться. Когда показатель снижается, рекомендуется применить другие возможности или закрыть проект.