Неожиданная идея производства бытовок
Вадим Кулубеков Владелец и директор компании «Ависта Модуль», Новосибирск
Предприниматель хотел заняться производством пиломатериалов и стал присматривать бытовку для рабочих. Оказалось, что в этом секторе спрос сильно превышает предложение: найти бытовку было непросто. Так пришла идея производить их самому. Под видом заказчика бизнесмен побывал на нескольких предприятиях и узнал, как устроено производство. Затем арендовал площадку во дворе машиностроительного завода, купил материалы и оборудование, нанял двоих рабочих. Первоначальные инвестиции составили 100 тыс. руб. Когда деньги закончились, было решено брать с заказчиков 70% предоплаты. В первый месяц удалось продать всего один блок-контейнер, но постепенно обороты увеличились. Через некоторое время производство было перенесено под крышу, в штат приняты инженер и менеджер по продажам. Теперь компания самостоятельно проектирует модули для временного проживания рабочих. Например, был создан морозостойкий домик-конструктор «Хаски». Сейчас компания отказалась от предоплаты и активно участвует в тендерах. Среди ее клиентов предприятия «Северсталь-Золото», Evraz Group, Polyus Gold. В 2012 году продажи превысили 155 млн руб.; еще 95 млн принесла сдача модулей в аренду.
Обед в котокафе
Анна Кондратьева Владелец кафе «Республика кошек», Санкт-Петербург
К дверям клиники часто подбрасывали котят и приносили животных для усыпления. Анне Кондратьевой пришла идея открыть кафе-клуб для любителей кошек с библиотекой и, конечно, приютить самих кошек. Подобные заведения уже существуют в Японии – там фанаты кошек могут прийти в специальное кафе и пообедать в окружении своих любимцев. В России санэпидемнадзор не позволяет заведению, которое содержит столько животных, иметь собственную кухню, поэтому кафе «Республика кошек» в Петербурге делится на два сектора. В первом можно отведать блюда из тематического меню (америкато, коттучино, кискейк) и купить сувениры. Сюда допущен только один кот. Во втором живет 20 кошек, к ним можно зайти в гости: билет стоит 200 руб. в час в будни и 300 руб. в выходные (оплата только за время, а кофе, чай и сладости – бесплатно). В день заведение посещают примерно 120 посетителей. Средняя дневная выручка – 70–100 тыс. руб.
Всего в проект было вложено 2 млн руб. Инвестиции уже окупились. Планируется создать сеть подобных заведений – ожидается открытие второго филиала в Санкт-Петербурге (на Фонтанке) и в Хельсинки.
Фермерские продукты на полках крупной продуктовой сети
Владимир Садовин Генеральный Директор компании «Городской супермаркет», управляющей сетью супермаркетов «Азбука вкуса», Москва
Натуральные продукты все популярнее у москвичей. Как правило, их можно купить только в специализированных магазинах, потому что крупным ритейлерам нужны гарантированные сроки поставок и качество, обеспечить которые небольшие фермерские хозяйства не в состоянии. Однако сеть «Азбука вкуса» придумала оригинальную стратегию: создать (в форме товарищества или кооператива) партнерства с фермерами. Первым открылся молочный кооператив. Пока в него входят два хозяйства с едиными правилами работы: регламентировано все – от породы коров и сортов корма до способов доения и переработки молочных продуктов. В этот проект ритейлер инвестировал 65 млн руб. (на пополнение стада, организацию цеха по переработке молока, покупку двух доильных роботов. Кооператив поставляет в сеть 10–15 т сметаны и творога ежемесячно. Второй кооператив производит мраморную говядину травяного откорма, в него входят шесть фермерских хозяйств. Сейчас запускается проект по овощеводству. Это товарищество будет действовать по системе local food: сезонные овощи попадут на прилавок в течение суток. Члены всех кооперативов имеют право продавать свою продукцию не только «Азбуке вкуса», но и другим покупателям.
Справка
Вадим Кулубеков окончил факультет автоматики и вычислительной техники Новосибирского государственного технического университета. Занимался вендинговым бизнесом.
Анна Кондратьева окончила факультет ветеринарной медицины Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины и факультет высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Вместе с мужем владеет ветеринарной клиникой «Элвет» и музеем кошек (Всеволожск).
Владимир Садовин окончил Московский государственный институт международных отношений (по специальности «экономист-международник»), по студенческому обмену два года обучался в Международном христианском университете (Токио) по специальности «маркетинг». Работал директором по маркетингу в компаниях «Миллениум маркетинг 2000» и «Эрнан» (в 1995 году), «Русский продукт» (с 1995-го по 2001-й), «РосПром» (с 2000-го по 2002-й). В 2002 году возглавил дирекцию по маркетингу компании «Азбука вкуса», но после восьми месяцев работы из-за конфликта c тогдашним топ-менеджментом ушел на аналогичную должность в компанию «Диксис Мобайл». С 2004 года – в нынешней должности.