Эта статья расскажет о том, как устроена логистика, как ее внедрить в деятельность вашей компании.
Система логистики на предприятии – неотъемлемый элемент компании, заинтересованной в уменьшении издержек на производство, транспортировку и реализацию товаров. А задача руководителя – правильно организовать этот процесс. Эта статья подробно расскажет о том, как устроена логистика, как ее внедрить в деятельность вашей компании.
Функции логистики на предприятии
Понятие логистики объединяет в себе управление транспортом, информацией и закупками, распределение материальных ресурсов и другие задачи предприятия. Чтобы эти задачи было легче воспринимать, логистика разделяется на 5 функциональных областей:
- Производственная. В рамках функциональной области рассматриваются вопросы о предоставлении услуг либо изготовлении товаров для дальнейшего потребления. В процессе создания товаров и услуг изготовители опираются на решения, принимаемые отделом управления предприятием.
- Закупочная. Данная область занимается решением вопросов, связанных с поставками сырья для поддержания производственного процесса. Сюда же входит взаимодействие с поставщиками и со службой снабжения предприятия, а еще заключение договоров поставок и контроль их соблюдения.
- Транспортная. Главная задача этой области – обеспечение доставки готовых товаров и услуг до их конечных потребителей.
- Распределительная. Рассматриваемая область отвечает за оперирование готовыми товарами. Оно может осуществляться как самим производителем, так и фирмами, которые выполняют функцию посредника. В результате выполняется главная задача – доведение продукции до конечных потребителей.
- Информационная. Использование современных технологий, компьютерного оборудования и систем положительным образом влияет на скорость и качество движения материальных потоков. Особенность этой области заключается в том, что она тесно взаимодействует с остальными сферами.
Система логистики на предприятии может называться эффективной, если в ее составе есть все 5 перечисленных функциональных областей. Между ними должно быть налажено тесное взаимодействие.
Задачи логистики на предприятии
На отдел логистики предприятия возлагаются ответственные задачи. От их выполнения во многом зависит конкурентоспособность компании, прибыль и устойчивость бизнеса.
Если товары будут доставляться до потребителей слишком долго, испортится их срок годности, из-за чего предприятие потерпит убыток. И это только один из примеров того, что может быть, когда не выполняются главные задачи логистики.
Базовые задачи
Специалисты в логистической сфере считают, что у логистики есть всего 3 базовые задачи:
- снабжение;
- производство;
- сбыт.
Из них выходят такие задачи, как управление закупками, перевозки, ценообразование и многие другие. Базовый функционал логистики встречается на каждом предприятии независимо от направления работы, масштабов и иных свойств.
Ключевые задачи
Под ключевыми задачами логистики понимаются действия, вытекающие из базовых задач, от которых напрямую зависит работа предприятия:
- управление резервами и закупками;
- управление заказами и производством;
- распределение готовой продукции;
- улучшение стандартов обслуживания;
- перевозка сырья, материалов и товаров;
- формирование стоимости продукции.
Поддержание высокого уровня обслуживания клиентов, как и улучшение свойств реализуемой продукции – это одни из главных задач логистического отдела на любом предприятии. Сюда же относится и послепродажный сервис, который увеличивает лояльность потребителей к производителю. Важность перечисленных задач только подкрепляется тем фактом, что сегодня широко используются стандарты сертификации продукции ISO 9000.
Управление материальными закупками – не менее важная сфера логистического комплекса в компании. В эту область входит грамотный подбор поставщиков и налаживание с ними взаимовыгодного сотрудничества. Если поставки будут происходить нестабильно и с отставанием от запланированного графика, это плохо повлияет на размер издержек. То же самое будет происходить при сотрудничестве с недобросовестными поставщиками.
Поддерживающие задачи
В эту категорию логистических задач входят действия, которые нельзя назвать обязательными, однако их наличие положительно сказывается на работе предприятия и лояльности клиентов:
- Обработка грузов. Этот процесс тесно связан с процедурой складирования. Сюда входит перемещение грузов, их погрузка и разгрузка, сортировка, консолидация, а также ряд иных логистических процедур.
- Складирование товаров. Под складированием понимается пространственное расположение резервов предприятия на складских помещениях. Это важно для фабрик с большим ассортиментом продукции.
- Изготовление упаковки. Защитная упаковка продлевает срок службы изготовленных товаров, а также снижает риск повреждения продукции на пути к конечному потребителю. Это повышает лояльность.
- Возврат продукции. Возможность обменять неподходящий товар на тот, что нужен, положительным образом сказывается на отношении потребителей к компании. Поэтому это значимая опция логистики.
Виды логистики на предприятии
Основные типы логистики подразделяют по задачам и функциям, которые связаны с потребностями бизнеса:
Виды логистики |
Задачи и функции |
Транспортная
|
От скорости доставки готовой продукции зависит не только конкурентоспособность, но и имидж предприятия. Чтобы выгодно и быстро перевезти товары по заданному маршруту, важно применить систему наиболее эффективных транспортно-логистических операций:
|
Таможенная
|
Классический вид логистики заключается в оформлении документов на продукцию, пересекающую государственную границу. Этот комплекс мероприятий направлен на проведение импортных и экспортных операций с продукцией в соответствии с международным и внутрироссийским правом. Основная задача направлена на сокращение времени и затрат на перевозку, составление деклараций, обеспечение страхования, послетаможенное сопровождение. |
Производственная
|
Предприятия, которые выпускают определенную продукцию, связаны с поставщиками сырья и прямыми потребителями. Для оптимизации процессов изготовления и доставки готовой продукции к заказчику, используют особую сферу деятельности логистики, включающую решение таких задач, как:
|
Логистика запасов
|
Хранение, складирование сырьевой базы и готовой продукции предусматривает большие затраты. Резервный фонд создают с целью:
|
Информационная
|
Вид логистики, который направлен на развитие систем передачи информации, связывающей все компоненты в одно целое. Это и снабжение, производство, складирование и хранение, транспортировка и распределение. |
Закупочная (снабжение)
|
Применяется для налаживания производственных процессов, поиска поставщиков и организации закупки сырьевых материалов. В этой логистической сфере деятельности специалист должен решить ряд задач:
|
Складская
|
Направление, решающее вопросы сохранности продукции. Чтобы организовать склад, необходимо знать специфику товаров (физико-эксплуатационные характеристики). Основные цели этой отрасли:
|
Мультимодальные перевозки
|
Нередко транспортировка сопряжена с целым рядом проблем, которые связаны с перемещением разных товарных групп из других государств. Чтобы решить эту задачу, специалисты должны привлекать одновременно наземный, водный и воздушный транспорт. |
Принципы организации логистики
Организация логистики на предприятии должна осуществляться таким образом, чтобы выполнялись главные принципы построения логистической системы. Существует 4 принципа, которые должны выполняться:
- Целостность и делимость. С одной стороны комплекс логистики представляет собой объединенные в единую систему элементы, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, сохраняется возможность разбить комплекс на отдельные элементы на макро или микроуровне. Например, на такие составляющие, как сбыт, закупка, производственное управление, транспортировка.
- Связанность. Отдельные компоненты логистического комплекса располагают тесной взаимосвязью друг с другом. Во внешней логистической сфере эти связи формируются договорами между компанией и поставщиками материалов или сырья. Во внутренней логистической сфере взаимосвязи представлены внутрипроизводственными отношениями, которые сформированы между подразделениями и цехами.
- Организованность. Перечисленные во втором пункте связи между элементами логистического комплекса должны не просто существовать, а еще и быть организованными, упорядоченными должным образом.
- Интегративность. Логистический комплекс характеризуется свойством интегративности в то время, как ни один из отдельных элементов, входящих в комплекс логистики, не обладает таким свойством.
Только одновременное соблюдение перечисленных принципов дает приобретать материалы и сырье, пропускать их через производственный комплекс, получать на выходе готовую продукцию и реализовывать ее конечному потребителю. Применение логистики на предприятии – ключ к достижению целей.
Организация логистики на предприятии
Рассмотрим, как организовать логистику на предприятии.
Рынок поставщиков, это:
- рынок сырья;
- рынок комплектующих элементов, запасных частей и расходных материалов;
- рынок оборудования;
- рынок продукции для перепродажи.
- логистика, куда входят общие понятия концепции и стратегии.
Рынок клиентов – это:
- рынок конечного потребления;
- розничная и оптовая сеть;
- дистрибьюторские и дилерские сети;
- торговые дома.
Основные стратегии логистики:
- минимизация логистических издержек;
- улучшение логистического сервиса;
- минимизация инвестиций, вложенных в логистическую инфраструктуру;
- логистический аутсорсинг;
- логистика компании, куда входят общие понятия концепции и стратегии.
Основные концепции логистики:
- маркетинговая;
- интегральная;
- информационная;
- SCM (цепь поставок, Supply chain);
- JIT (точно вовремя).
Основные концепции организации логистики на предприятии подразделяются на «толкающие» и «тянущие». Все зависит от принципа движения товарного потока. Логистические системы любой компании является уникальными со своими достоинствами и недостатками по следующим критериям:
- грузогабаритности и качественных характеристик товара;
- специфики рынка клиентов и поставщиков;
- стратегии и концепции логистики компании;
- финансовых и организационных мощностей компании;
- эффективного управления логистикой на предприятии, логистических элементов.
В основе любых логистических систем лежит организационная структура и функциональное обеспечение логистики. В зависимости от основных целей и уровней развития компании для нее наиболее действенна разная схема подчинения логистической функции:
- Главе компании.
- Коммерческому директору.
- Финансовому директору.
- Директору по производству.
- Административному директору.
Эффективное управление в логистике, логистические элементы
В логистической системе важно присутствие следующих служб (или функций):
- службы закупок и управления запасами;
- службы складирования и обеспечения транспортировки;
- службы дистрибуции;
- службы аналитики товаропотоков;
- службы управления всеми заказами на производстве;
- эффективные способы управления в логистике, логистические элементы.
Рис 1. Классификация функций в логистической системе предприятия
Работа логистического отдела направлена на постоянную оптимизацию:
- работы с поставщиками и создание моделей оптимальных заказов;
- схем транспортировки и быстрого таможенного оформления;
- системы управления запасами;
- системы складообработки грузов;
- схем обеспечения товаров у ЛТД.
Какие службы входят в состав логистики предприятия
Логистика на современном предприятии представлена большим количеством служб, каждая из которых несет ответственность за исполнение тех или иных производственных процессов. Чтобы организовать эффективную логистическую систему в компании, следует позаботиться о создании перечисленных ниже служб:
- Логистическая. Главная служба, на которой лежит разработка и осуществление процесса приемки, а также организация транспортных перевозок, постановка задач для других служб, снабжение.
- Хранения. Служба хранения занимается размещением, оприходованием и учетом материалов, сырья и готовой продукции на складских помещениях предприятия. Она же осуществляет и отбор товаров.
- Контроля. Сотрудники службы контроля проверяют, правильное ли количество товара было отобрано работниками службы хранения. Они же дают разрешение на комплектацию и упаковку продукции.
- Упаковки. Задачи – разработка требований к упаковке, подбор тары, обеспечение полной сохранности и безопасности продукции на всем протяжении транспортировки и доставки конечному потребителю.
- Экспедиторская. Эта служба играет роль посредника между складом и конкретными перевозчиками товаров. Сотрудники службы формируют графики движения грузов, проверяют упаковку и маркировку.
- Грузовая. Эта служба ответственна за разработку технологии погрузки и разгрузки, проведение инструктажа для перевозчиков, формирование состава бригад по разгрузке и погрузке товаров.
- Диспетчерская. Подразделение занимается планированием и диспетчеризацией работ, связанных с отправкой грузов, их движением от поставщиков на предприятие, а также с предприятия к потребителям.
- Технологическая. Главная задача этого отдела – формирование, тестирование и внедрение технологии работы с документацией и продукцией. Также эта служба выявляет нарушения в ходе работы с товарами.
- Претензионная. Занимается решением проблем с браком, недостачей, разбирает претензии по качеству и количеству продукции. Наличие этой службы косвенно повышает лояльность клиентов к компании.
Для обеспечения согласованного взаимодействия всех служб требуется грамотное руководство и правильный подбор исполнителей на ключевые должности.
Организация логистической системы на предприятии – ответственный шаг, который приближает компанию к достижению поставленных корпоративных целей. Если у руководства отсутствует опыт в сфере логистики, настоятельно рекомендуется обратиться за консультациями к специалистам в этой области.
Уровни структуры логистики на предприятии
Среди современных российских и зарубежных предприятий популярностью пользуется система логистики, построенная из 3 уровней. Эти уровни находятся в тесном взаимодействии друг с другом, чем и обуславливается результативность работы логистического отдела.
Уровень №1 – главное управление
Это фундаментальный уровень, на котором осуществляется общее управление логистическим комплексом. Этим процессом управляет лично руководитель компании. На уровне выполняются такие задачи:
- Формирование и редактирование логистических планов.
- Регулярное проведение оценки функционирования логистики.
- Координация работы отдела логистики с прочими отделами.
- Формирование стандартов, затрат, цен и других условий.
Первый уровень работает просто – на вход поступают сведения о работе логистического отдела и иных отделов компании, информация о проблемах и вопросах, требующих безотлагательного решения. На выходе получаются сами решения проблем, сведения о корректировки логистической политики и работы подсистем.
Уровень №2 – программное управление
На рассматриваемом уровне работают менеджеры логистического отдела, к каждому из которых приписаны конкретные подсистемы. Их задача – управление материалами, заказами и хозяйственным имуществом фирмы. Регулярно по работе подсистем подводятся итоги, сведения о которых отсылаются вышестоящему начальству. В управлении подсистемами менеджеры опираются на решения, принятые на первом уровне системы логистики.
Уровень №3 – оперативное управление
На этом уровне решаются конкретные проблемы, связанные с работой предприятия: взаимодействие с поставщиками, информирование второго уровня об обнаруженных проблемах, транспортировка продукции и другие конкретные действия. Для решения проблем на этом уровне используются заранее разработанные и утвержденные алгоритмы, поэтому оперативное управление заключается в контроле над работой.