Делегирование – незаменимый инструмент в современных реалиях, наполненных огромным потоком информации и задач. В таких условиях руководители не всегда успевают эффективно справляться с поставленными целями и теряют продуктивность. В статье рассказываем, что и как правильно делегировать.
Что такое делегирование
Пытаясь выполнить все самостоятельно, работодатель рискует быстро устать и выгореть. И тогда сил на более важные вопросы может не остаться. Более того, если множество процессов завязано на одном человеке, компания находится под большим риском. Если управляющий, к примеру, заболеет, могут пострадать все процессы. Избежать этого помогает делегирование. Рассмотрим, что означает этот термин.
Делегирование – это один из инструментов современного менеджмента. Он включает в себя передачу сотруднику определенных задач или обязанностей, а также средств для их выполнения.
Его цель – равномерное освобождение от необходимости выполнения тех действий, которые могут выполнить другие люди. В результате работодатель получает возможность сконцентрироваться на более стратегических задачах: долгосрочное планирование, формирование крепкой команды и т.д.
Важно, что к делегированию обращаются не только в экстренных ситуациях, когда поджимают сроки. Это регулярный и долгосрочный процесс распределения обязанностей и ответственности в компании для достижения результата «руками работников».
Обычно для начала делегируются общие и малозначимые полномочия, которые могут исполнить широкопрофильные специалисты. С ростом задач могут делегироваться более узкие функции, например в юридических, бухгалтерских и других направлениях.
Чем быстрее управленец придет к делегированию, тем быстрее будет расти его дело. И тогда будут в плюсе все:
- делегирующий освобождает время для стратегических целей и улучшает управленческие навыки;
- персонал обретает возможность для профессионального развития;
- улучшается коммуникация между менеджером и подчиненными;
- в компании оптимизируются рабочие процессы, увеличивается скорость обработки заданий.
Можно выделить следующие преимущества делегирования:
- Можно передать рутинные или сложные дела и освободить время для важных вопросов, которые требуют внимания.
- На время отпуска или болезни компания стабильна. Команда эффективно решает все вопросы и не останавливает рабочий процесс.
- Равномерная загрузка отделов позитивно сказывается на работоспособности и качестве работы.
- Риски срыва дедлайнов и сроков становятся минимальными.
- Сотрудники обучаются важным навыкам, позволяющим принимать стратегические решения в экстренных ситуациях.
- Ускоряется темп работы.
Что можно делегировать
Какие дела можно делегировать? Руководитель несет ответственность за 5 направлений:
- планирование;
- организация;
- координирование;
- мотивация;
- мониторинг и контроль.
Передавать их исполнение другим лицам не желательно, так как у них может быть недостаточно для этого навыков. Более того это просто не входит в круг их основных обязанностей.
А вот рутинные и непрофильные задачи делегировать можно и даже нужно. Это те действия, которые:
- не приносит руководителю опыта;
- не развивают компанию;
- не может выполнить управленец из-за недостаточного объема знаний.
Что нельзя делегировать:
- стратегические дела;
- последний этап в найме кадров;
- срочные или рискованные вопросы;
- собрания по вопросам развития фирмы.
Кому нужно делегировать
При распределении обязанностей следует учитывать, что персонал должен не только качественно их исполнять, но еще и профессионально расти. Поэтому распределяя полномочия важно:
- Учитывать квалификацию специалистов. Если навыков и умений недостаточно, можно отправить их на курсы повышения квалификации, семинары, тренинги. Важно понимать, что на начальных этапах процесс требует как временных, так и денежных затрат.
- Анализировать загрузку подразделения или определенного человека. Иногда отделы бывают настолько загружены, что времени на новые проекты просто не остается. Порой для решения этой проблемы достаточно расширить штат.
- Изучить должностные инструкции. Если в них не указаны функции, которые вы хотите передать, то их можно вписать в дополнительное соглашение.
- Оценить размер заработной платы. Возлагая на кадров больше ответственности, уделите внимание финансовой части.
Виды делегирования полномочий
Принято выделять следующие типы делегирования:
- линейные;
- штабные.
Рассмотрим каждый из них подробно.
Линейный вид делегирования полномочий
Полномочия передаются по цепочки от главного руководителя к нижестоящим менеджерам, а далее к их подчиненным. Этот формат характерен для предприятий со строгой управленческой иерархией.
К примеру, генеральный директор дает поручение управляющим филиалов. Последние, в свою очередь, выбирают ответственных среди руководителей отдела маркетинга, бухгалтерии и т.д. Далее поручение распределяется среди компетентных подчиненных.
Чтобы избежать путаницы важно следовать принципу единоначалия – подчиненный несет ответственность за возложенные функции только перед своим начальником. Принцип имеет и обратное действие – давать поручения работнику может только его начальник.
Также для избежания путаницы требуется учитывать нормы управляемости. Это оптимальное количество кадров, которые могут быть в подчинении у одного человека. Общепринятая норма – 7-10 кадров. На практике величина может меняться в зависимости от квалификации кадров, сферы деятельности, автоматизации процессов. Чем больше работников в подчинении – тем точнее и подробнее должны быть регламенты. Отсутствие структуры приведет к снижению качества результата и разногласиям.
Штабной вид делегирования полномочий
В отличие от линейного типа, штабной не связан с управленческой цепочкой. То есть менеджеры и кадры разных подразделений могут передавать полномочия игнорируя принцип единоначалия.
Существует несколько видов штабных полномочий. Рассмотрим их подробно в таблице.
Полномочия |
Описание |
Координационные |
Это поиск и принятие совместных решений во время общих собраний, совещаний, планерок, опросов. |
Рекомендательные или консультационные |
Это предоставление рекомендаций и советов другим отделам для решения особых вопросов. Например, программисты могут получить обязательные рекомендации штатного юриста, хотя он не является их руководителем. |
Контрольно-отчетные |
Позволяют выполнять аудит и анализ деятельности каждого уровня. Например, бухгалтер может запрашивать отчеты о расходах у любого подразделения. |
Также по степени передачи ответственности можно выделить 4 варианта делегирования:
- Полное. Когда специалист полностью выполняет возложенную обязанность и несет ответственность за ее выполнение перед более вышестоящим лицом. Руководитель при этом полностью освобождается от участия.
- Ограниченное. Специалист делает работу, но ответственность несет совместно с руководством.
- Нулевое. Ответственность за проделанную работу несет только управляющий, давший поручение.
- Оборотное. Подчиняемый поручает полученное задание руководству.
Правила и принципы делегирования
Искусство делегирования не только можно, но и обязательно нужно осваивать. Без этого компания обречена на провал. Со временем она перестанет расширяться и соответственно потеряет прибыль.
Сделать самостоятельно – не значит добиться цели. Нужно позволить коллегам развиваться и освободить себя от выгорания. Чтобы этого добиться, нужно следовать принципам и правилам делегирования. Рассмотрим их.
Правила делегирования
- Делегировать может только руководящее звено.
- Руководящий должен быть уверен, что подчиненный имеет ресурсы для исполнения возложенных обязанностей. При наличии сомнений передачу лучше отложить.
- За то, как пройдет процесс делегирования и какие результаты будут получены, несет ответственность только начальник. Если подчиненный не справился, начальнику следует задуматься, насколько подробно он все объяснил, хватает ли мотивации и заработной платы, достаточны ли навыки выбранного сотрудника.
- Относиться с уважением к правам персонала. Запрещено заставлять персонал трудиться вне рабочего времени и делать то, что не указано в трудовом договоре.
- Не игнорировать возникающие проблемы. Важно прислушиваться к мнению, обсуждать любые просьбы на каждой стадии.
- Нельзя делегировать только из-за симпатии к человеку. Передавать дела следует только в целях повышения эффективности.
- Доверять подчиненным. Это повышает как спокойствие управленца, так и уверенность исполнителя.
- Всегда быть готовым исправить возможные ошибки. Главное, исправлять их только в критической ситуации. Если ее нет, следует подробно объяснить сотруднику, как исправить ошибку самостоятельно.
- При совершении ошибки важно избегать критики. Эффективнее будет детально разобрать возникшую ситуацию, выявить причины возникновения проблем и совместно подобрать инструменты для их решения.
- Успех разделять вместе, а неудачу взять на себя. Решение делегировать только на руководителе.
- Не забывать о мотивации и стимулирующих выплатах. Предлагая переступить за рамки должностной инструкции следует увеличить и мотивацию. Этот вопрос должен быть обговорен заранее.
- Делегировать целый процесс, а не фрагмент работы.
- Мыслить глобально. Сколько времени можно освободить, если одно из дел будет выполнять обученный специалист?
- Подробно описывать желаемый результат.
- Устанавливать дедлайн и даты выполнения. Это позволит вовремя вмешаться в ситуацию, если дедлайны нарушаются.
Принципы делегирования
Если правила, перечисленные выше, соблюдены, а результата нет, установите в бизнесе следующие принципы:
- Анализ поставленной задачи перед началом ее исполнения.
- Цель должна быть исполнена в полном объеме.
- Заранее сообщать о возникших вопросах и проблемах.
- Предлагать варианты решения трудностей.
- Запрещено расширенное толкование полномочий.
- Несогласие с условиями не может стать поводом их несоблюдения.
- Конкретные факты и аргументы имеют больший вес, чем личное мнение.
- Креативность и новые решения поощряются.