Вы узнаете:
- Что такое налоговый контроль и каковы его цели.
- Какие применяются формы и виды налогового контроля.
- Каковы права контролирующих органов.
- Как уменьшить вероятность назначения выездной налоговой проверки.
- Что именно контролируется при выездной проверке первым делом.
- Как правильно подготовиться к проверке.
Цель налогового контроля – обеспечение экономической и финансовой безопасности государства, а без деятельности фискальных органов пополнение бюджетов различного уровня является невозможным. В этом материале разберем особенности налогового контроля, права контролирующих органов, а также расскажем, как подготовиться к налоговой проверке.
Понятие, виды и формы налогового контроля
Под налоговым контролем понимается деятельность различных государственных органов, целью которой выступает контроль над тем, как соблюдается выполнение существующего в стране законодательства о налогах.
Более широкая трактовка этого понятия предусматривает, что налоговый контроль – это комплекс действий системы управления государством, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и соблюдение бюджетных интересов на государственном и муниципальном уровне.
Понятие и виды налогового контроля подробно изложены в главе 14 НК РФ.
Наиболее важные цели налогового контроля состоят в следующем:
- обеспечение экономической безопасности и независимости РФ;
- создание условий для наполнения бюджетов различного уровня;
- соблюдение положений налогового законодательства;
- обеспечение эффективности действующей в стране налоговой системы;
- проверка правильности применения различных налоговых льгот;
- профилактика и выявление нарушений при начислении и уплате налогов.
Помимо налоговых органов субъектами налогового контроля являются и другие госструктуры – таможня, правоохранители в лице МВД и Следственного комитета. Некоторые функции и полномочия на проведение налогового контроля переданы Минфину России и Счетной палате. К подконтрольным субъектам относятся физлица и организации, имеющие по действующему законодательству обязанность платить налоги.
Виды и формы налогового контроля
Под формой налогового контроля понимается способ проведения контрольных мероприятий и вид взаимодействия контролирующей инстанции с подконтрольным субъектом. Наиболее часто применяются такие формы налогового контроля НК РФ:
- камеральные и выездные проверки;
- получение от подконтрольных субъектов объяснений;
- проверка бухгалтерской документации и налоговой отчетности;
- визуальный осмотр объектов и помещений, используемых для получения налогооблагаемой прибыли;
- другие основные формы налогового контроля, которые содержатся в НК РФ.
Виды налогового контроля принято классифицировать по трем основным признакам. Исходя из времени осуществления, различают:
- Предварительный контроль. Происходит до начала отчетного периода и обычно связан с получением налоговых льгот, сменой режима налогообложения и другими подобными действиями.
- Оперативный или текущий контроль. Проводится в течение отчетного периода непосредственно во время выполнения налогоплательщиком финансовых операций. Работа контролирующей инстанции основывается на первичных документах бухучета и данных налоговой отчетности. Целью осуществления текущего контроля выступает предупреждение и недопущение совершения налоговых нарушений.
- Последующий контроль. Осуществляется по окончании отчетного периода. Состоит в проверке документации налогоплательщика, включая все виды отчетности. Цель подобных мероприятий заключается в оценке исполнения хозяйствующим субъектом налогового законодательства.
Грозит ли вашей компании налоговая проверка: чек-лист
Редакция журнала «Генеральный Директор» составила список из 12 пунктов в работе компании, которые могут привлечь внимание налоговых органов. Скачайте этот чек-лист и исправьте ошибки до того, как в вашу компанию придут с проверкой.
Права контролирующих органов
Одним из ключевых правил, на основании которых осуществляется налоговый контроль в РФ, заслуженно считаются права контролирующих органов. На основании действующего законодательства и в соответствии с установленным порядком они могут:
- Требовать от подконтрольного субъекта предоставления документации, которая используется для расчета и последующей уплаты налогов и других обязательных сборов, а также документов, подтверждающих своевременность исполнения обязательств по уплате налогов.
- Осуществлять выемку документации проверяемого хозяйствующего субъекта, которая подтверждает наличие налоговых правонарушений. При этом должны присутствовать основания потенциально возможного сокрытия, уничтожения или изменений документации при ее пребывании у налогоплательщика.
- Вызывать в налоговые органы представителя проверяемой организации с использованием уведомления в письменной форме для получения пояснений, касающихся начисления налогов, их уплаты и других вопросов, подконтрольных проверяющему органу.
- Осматривать объекты налогообложения и помещения, которые подконтрольный субъект использует для получения дохода. Это правило в равной степени относится к офисным, складским, торговым и любым другим помещениям.
- Заниматься инвентаризацией движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит налоговому агенту.
- Контролировать, насколько размер крупных расходов, совершаемых физлицами, соответствуют величине имеющихся у них официальных доходов.
- Привлекать к проводимым мероприятиям экспертов, специалистов.
- Вызывать для получения объяснений свидетелей и других лиц, обладающих информацией о налоговых правонарушениях или других событиях, значимых для проведения контролирующих мероприятий.
Вероятность проведения выездного налогового контроля
Выездная налоговая проверка осуществляется по решению ИФНС, а проводимые мероприятия осуществляются в течение 2-х месяцев непосредственно в офисе или другом помещении налогоплательщика. Причем при необходимости указанный срок может быть увеличен в 2 раза.
Существует несколько факторов, которые повышают шансы на назначение выездной проверки. В их число входят:
- компания несет меньшую фискальную нагрузку, чем в среднем по отрасли и у конкурентов;
- величина заработной платы ниже, чем у имеющих схожие показатели участников рынка;
- частые приближения параметров деятельности предприятия к пороговым, при которых организация теряет право на налоговые льготы;
- наличие необоснованно привлеченных цепочек контрагентов;
- отсутствие реакции на запросы со стороны налоговых органов или предоставление недостоверных сведений в отчете;
- регулярная смена места регистрации, которая сопровождается сменой осуществляющего контроль подразделения ИФНС;
- постоянная подача уточненных деклараций и налоговых отчетов и т.д.
Самый простой способ избежать налогового контроля – свести перечисленные события к минимуму.
Роль генерального директора при налоговом контроле
Результат налоговой проверки во многом зависит от слаженных действий гендиректора и главбуха компании. Причем желательно начать взаимодействовать по этому вопросу не в ходе самой проверки, а заранее. В статье журнала «Генеральный Директор» вы узнаете, что следует предпринять еще до начала проверки, что поручить главному бухгалтеру и чем обеспечить бухгалтерию, чтобы избежать проблем.
Что проверяется в ходе выездного налогового контроля
Если избежать налоговой проверки не удалось, следует понять, что станет объектом изучения специалистов ИФНС в первую очередь. Речь в данном случае идет о налоговой и бухгалтерской документации.
Необходимо помнить, что инспектор проверяет документы за трехлетний период, предшествующий году принятия решения о проверке.
Специалист ИФНС имеет право вызвать для получения пояснений работников проверяемого предприятия, а также любых других лиц, обладающих нужными ему сведениями, связанными с объектом проверки. При необходимости к проводимым мероприятиям привлекаются эксперты, производится выемка документации, осмотр помещений и инвентаризация имущества проверяемой организации или ИП.
Рекомендации по подготовке к выездному налоговому контролю
К выездной проверке следует правильно подготовиться. Для этого обычно реализуется комплекс мероприятий, которые можно разделить на несколько групп. В их число входят:
- Подготовка документации. Особое внимание уделяется документам, подтверждающим право на налоговые льготы и расходы предприятия, счетам-фактурам, обособленным подразделениям и т.д.
- Беседа с работниками. Лучшим вариантом является тот, при котором с инспектором ИФНС контактирует один сотрудник проверяемой компании. На практике подобного удается добиться не часто, поэтому остальные работники должны быть соответствующим образом подготовлены, для чего необходимо объяснить, что следует говорить проверяющему специалисту, а что – нет.
- Выбор сотрудника для работы с инспектором. Главное требование – знание налогового законодательства и опыт подобной работы.
- Выбор места для размещения проверяющего специалиста. Проще всего разместить сотрудника ИФНС в отдельном кабинете, предварительно убрав из него любые документы. Это позволит ограничить возможность ненужных контактов с работниками компании.
Вывод
Последствия налоговой проверки могут быть серьезными и выражаться в доначислении налогов на крупные суммы. Это обычно сопровождается штрафами и пенями за просрочку, а при выявлении умысла вполне может закончиться уголовным делом против ответственных сотрудников предприятия, в первую очередь, руководителя. Поэтому мы советуем заранее минимизировать вероятность проблем, уделяя внимание постановке бухучета и подготовке к возможной проверке.