План продаж — это не просто список желаемых результатов. Узнайте, как создать эффективный план, учитывающий цели, ресурсы и стратегию вашей компании, и получите уверенный рост продаж. В статье расскажем о ключевых этапах разработки и дадим пошаговую инструкцию.
Что такое план продаж
План продаж – это название документа, содержащего цели отдела продаж, стратегии их достижения и другие аспекты, которые служат менеджеру «ориентиром» при реализации продукта. Его можно сравнить с картой: он показывает конечный путь (необходимая выручка) и маршрут (методы и стратегия продаж).
С помощью этого документа отдел продаж получает прямое руководство к действию, что минимизирует вольности, стимулирует работу и обрисовывает перед сотрудниками конкретную цель.
Таким образом, это прямой показатель прогнозируемой прибыли, необходимый для более корректной работы менеджеров и для планирования расходов. План продаж показывает способности вашего бизнеса, потенциал, необходимый для руководства и инвесторов.
Невыполнение плана продаж грозит ухудшением показателей эффективности и возможным сокращением штата.
Зачем нужен план продаж
Хотя этот документ полезен для высшего руководства и для потенциальных «спонсоров», прежде всего план создается для менеджера по продажам, и вот зачем:
Постановка и реализация целей
В больших предприятиях разрозненность работы разных отделов – это норма. Прямой контакт с начальством не всегда поддерживается, внутренняя коммуникация сведена только к вашему отделу (а иногда – к его части) и так далее. В этом смысле задача документа – донести до всех ответственных сотрудников цели, перспективы и план продажи продукции.
Повышение эффективности
Когда у работника нет конкретной цели, понятие «результативности» расплывается. Не зная «нормы», работник может недорабатывать – например, закрыть пять сделок в месяц, – или, наоборот, страшно перерабатывать – закрыть больше пятнадцати сделок. План продаж регулирует этот процесс.
Анализ и корректировка
План становится крайне полезным, когда дела идут неожиданным и не самым благоприятным путем. В него можно (и нужно!) вносить корректировки в случаях, если он оказывается невыполнимым. Нередко, кстати, «план Б» делается заранее, чтобы в случае неудач ориентироваться на него без необходимости устраивать мозговой штурм в новых условиях. Кроме того, накопленные ранее данные и постоянная работа над ошибками предыдущих планов способствует созданию новых, более надежных и реалистичных.
Виды планов продаж
Каждая компания сама решает, какой план продаж использовать – единой формы нет. Рассмотрим популярные виды.
По срокам планы продаж делятся на:
-
Краткосрочные (оперативные) – как правило, не превышает месяца. Особенно эффективен на начальном этапе: соответствие работы сотрудника поставленным целям за короткий срок показывает общую динамику и прогресс. Также выявление несоответствия плану на ранних этапах позволяет предупредить ошибки.
-
Среднесрочные (тактические) – относятся к средним рабочим срокам (три месяца, полгода, год). В отличие от краткосрочного, такой план нужен скорее для анализа и планирования ключевых этапов в развитии бизнеса: будь то увеличение числа лидов или доли рынка. Следовательно, более востребован для руководителей.
-
Долгосрочные (стратегические) – могут быть растянуты на несколько лет: срок здесь не ограничен. Такой план продаж требует глубокой аналитики и, скорее всего, будет неточен в силу невозможности предугадать политическую и экономическую ситуацию в далеком будущем. Однако с его помощью можно зафиксировать необходимый доход для стабильного роста компании.
По эффективности планы продаж делятся на:
-
Худший сценарий – предполагает условия, при которых продаж едва хватает для покрытия основных расходов. По сути, это определенная стагнация, в которой компания не развивается, а только сводит концы с концами.
-
Оптимальный сценарий – наиболее правдоподобный в актуальных условиях план, при котором компания имеет стабильный, приемлемый рост: уровень доходов превышает расходы, благодаря чему есть финансы для развития бизнеса.
-
Идеальный сценарий – цели такого плана обычно тяжело достигаемы, однако служат хорошей мотивацией для сотрудников, а в случае перевыполнения плана продаж дают заметный скачок в росте предприятия.
Как составить план продаж
Составлять этот документ намного проще, если ваш бизнес давно на рынке, вы несли расходы и получали доходы. Еще проще обстоят дела, если ранее у вас уже был план продаж. Однако, как составить план продаж с нуля?
Шаг 1: В чем измеряется цель
Планирование начинается с выбора показателей. Цель в плане продаж может быть не одна и измеряться не только деньгами. И хотя главной задачей отдела продаж является прибыль (и, наверное, денежный показатель будет самым ключевым), не стоит забывать и про другие метрики. В плане продаж можно фиксировать количество лидов, количество закрытых сделок, объем проданных единиц товара, ежедневный трафик на сайте. Иными словами, первый шаг – понять, в чем измеряются ваши цели.
Шаг 2: Какова цель (анализ)
Этот этап можно считать самым сложным и неоднозначным при составлении плана продаж, поскольку он включает анализ рынка. Определить реалистичную цель, к которой вы стремитесь – главная задача при прогнозировании, но без опыта работы предприятия это сделать крайне трудно. Для этого можно:
-
проанализировать рынок: учитывайте количество потенциальных клиентов в базе, способности ваших менеджеров, объемы производства, политическую и экономическую ситуацию;
-
сравнить с конкурентами: проанализируйте статистику компаний, занимающихся уже какое-то время тем же видом бизнеса, что и вы. Обратите внимание на количество сотрудников, объемы продаж, выручку;
-
подсчитать убытки: если компания уже функционирует, обратите внимание, сколько вы тратите – производство, аренда, заработная плата. Главная цель продаж – это покрывать расходы и получать прибыль сверху. Следовательно, ваше планирование должно исходить именно из этой необходимости.
Шаг 3: Как добиться цели (выработка стратегии)
Определившись с целями, решите, как вы будете их добиваться. Стратегия, как правило, охватывает продолжительный период и описывает методологию работы вашего отдела продаж, контрольные точки (т.е. события на пути к итоговому результату). Например, стратегия может предусматривать активную рекламную кампанию среди конечных потребителей, а может – прямой контакт с посредниками.
На этом этапе осуществляется декомпозиция цели и стратегии, то есть разбивание их на мелкие составляющие. Таким образом, цель «заработать 20 000 000 рублей» превращается в мини-задачи, более точные, позволяющие осуществлять конкретные действия для достижения конечного результата.
Шаг 4: Кто за что ответственен (распределение обязанностей)
Поняв, из каких элементов состоит ваша стратегия, начните распределять обязанности между сотрудниками. В зависимости от количества продажников и размера компании ответственность будет различаться. Руководствуясь сильными сторонами менеджеров (и предыдущим опытом), определите конкретные показатели KPI, которые будут показывать, насколько эффективно работник справляется с выполнением плана продаж. Например, это может быть количество лидов на одного продажника, коэффициент закрытия продаж и так далее.
Шаг 5: Закрепление и доработка
Если это ваш первый план продаж, велика вероятность, что действительности он соответствовать не будет. Вносить в него корректировки – это нормальный и правильный шаг.
Вместе с тем не забывайте контролировать соблюдение плана. Для этого можно создать специальную таблицу, куда вносятся результаты за отдельные периоды: так можно сопоставить план с реальностью, выявить слабые звенья и внести нужные корректировки.
Последующий анализ прошлых планов продаж позволит делать более точные и эффективные прогнозы на следующий период.
Шаблон плана продаж
Выглядеть этот документ может по-разному: от многостраничного файла до простой схемы. Рассмотрим план продаж на примере:
-
Компания: «Солнечный сад» - производитель органических фруктовых соков.
-
Период: октябрь - декабрь 2024 года
-
Цель: увеличить продажи на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Компонент плана |
Детали |
Метрики успеха |
Ответственный |
Дедлайн |
Анализ рынка |
Анализ целевой аудитории (возраст, доход, образ жизни), конкурентов (цены, ассортимент, маркетинг), и рыночных трендов (органическая продукция, здоровое питание). |
Определение размера целевого рынка, оценка конкурентных преимуществ. |
Маркетолог |
2024-10-15 |
Ценообразование |
Определение ценовой стратегии (конкурентное ценообразование, ценообразование на основе стоимости, премиальное ценообразование). |
Оптимальное соотношение цены и спроса, рентабельность. |
Финансовый директор |
2024-10-22 |
Маркетинг (онлайн) |
Реклама в социальных сетях, таргетированная реклама, сотрудничество с блогерами, SEO-оптимизация сайта. |
Количество показов рекламы, количество кликов, уровень вовлеченности, рост трафика на сайт. |
SMM-менеджер |
Постоянно |
Маркетинг (оффлайн) |
Участие в ярмарках, схему взаимодействия с розничными точками (магазины здорового питания, супермаркеты). |
Количество участников на ярмарках, количество заключенных договоров с розничными точками. |
Менеджер по продажам |
Постоянно |
Продажи |
Обучение персонала (если есть розничные точки), активные продажи через онлайн-канал, обработка заказов. |
Количество совершенных продаж, средний чек, уровень возврата товаров. |
Менеджер по продажам |
Постоянно |
Акции и предложения |
Разработка и реализация сезонных акций и специальных предложений. |
Рост продаж во время акций, увеличение лояльности клиентов. |
Маркетолог |
Постоянно |
Контроль и анализ |
Еженедельный мониторинг ключевых показателей эффективности (KPI), корректировка плана продаж по результатам анализа. |
Достижение целевых показателей продаж, выявление проблемных областей. |
Руководитель проекта |
Еженедельно |
-
План продаж проще вести в таблице Excel. Не очень эстетичный, но крайне эффективный и удобный в использовании.
-
Roadmap – это «онлайн-карта», представленная в виде непрерывного пути, на котором указаны цели, контрольные точки и методы. Чаще всего она оформляется в минималистическом, приятном визуальном стиле.
-
Специальные сервисы – это программы и сайты, специально созданные для создания подобного рода планов. Например, Asana.