Франшиза – это право работать от имени известного бренда, использовать его технологии и бизнес-модель. С точки зрения затрат (временных и финансовых) такая схема кажется довольно привлекательной, но на практике все может оказаться гораздо сложнее. Что такое франшиза в бизнесе, как подобрать качественное предложение и не нарваться на мошенников – рассказываем в статье.
Что такое франшиза в бизнесе
Франшиза – что это такое простыми словами в бизнесе как работает? Разбираемся вместе.
На рынке есть уже раскрученные бренды, которым интересно масштабирование и «захват» новых территорий. Есть и новички, кому страшно начинать все с нуля, рискуя временем, финансовыми вложениями и и другими ресурсами. На помощь первым и вторым приходит модель франшизы.
Франшиза (франчайзинг или коммерческая концессия) – это концепция бизнеса, при которой компания осуществляет деятельность от имени и при поддержке другого, более крупного бренда с уже устоявшейся репутацией, а взамен отдает часть своей прибыли и некоторую степень независимости.
Во франшизе задействованы два ключевых субъекта:
-
Франчайзер – это продавец, т.е. компания, которая предлагает готовый проект для ведения бизнеса, а также товарный знак, поддержку, обучение, маркетинговые инструменты.
-
Франчайзи – покупатель, т.е. субъект, который приобретает права (лицензию) на использование имени и бизнес-схемы франчайзера и выплачивает ему первоначальный взнос и/или роялти (регулярные платежи от прибыли). Единоразовая фиксированная сумма называется «паушальный взнос». В некоторых проектах его достаточно: и выкупив однажды лицензию, больше не придется делиться своими доходами с владельцем бренда.

Немного статистики: к началу 2024 года общее количество франшиз на территории РФ достигло 3 445, причем 87% из них – от российских компаний. В 2023 году оборот рынка франчайзинга был равен 3,18 трлн руб. (по данным Forbes.ru).
Какие бывают виды
Теперь, когда мы дали общее определение франшизы, разберемся с ее видами. Классификация может быть по разным признакам. Например, в зависимости от направления коммерческой деятельности выделяют:
-
Товарные — франчайзер предлагает партнерам уже сформированный ассортимент продукции, произведенной самостоятельно или закупленной у своих поставщиков. Это наиболее распространенный тип сделки. К таковым относятся: магазины «Пятерочка», Fix Price, «Улыбка радуги», Acoola и др. Но среди недостатков — ограниченность ассортимента и жесткие требования к соблюдению стандартов.
-
Сервисные — по договору передается право оказывать услуги под брендом франчайзера, используя к тому же его технологии и методы продвижения. В их числе клининговые компании, фитнес-центры, образовательные и развлекательные проекты, сервисы по доставке еды. Например, развлекательная игра «Пол — это лава», помимо товарного знака, обучения, поддержки, маркетинга, предлагает индивидуальный расчет финансовой модели для каждого партнера.
-
Производственные – франчайзи получает возможность выпускать продукцию, используя технологии, рецепты, оборудование, предоставляемые франчайзером.
Например, компания «EpicLook» предлагает франшизу производства зеркал на заказ, «Holding5 Company» — изготовления печатей и штампов, «TEHNOARM» — производства термопанелей и фасадного декора и т.д. Среди недостатков можно выделить: необходимость крупных вложений в оборудование и строгое соблюдение технологических процессов.
По степени контроля сделки коммерческой концессии делятся на: франшизу в аренду, серебряную и свободную франшизу.
-
Традиционная (франшиза в аренду) — наиболее «жесткий» формат сотрудничества. Франчайзер передает не просто право использования бренда, а полностью готовую работающую точку. Таким образом, покупатель берет бизнес «в аренду» и становится фактически его управляющим.
-
Серебряная — для франчайзи больше автономии и простора для принятия самостоятельных решений, но поддержка головной организации сохраняется. Подходит для предпринимателей, которые уже имеют определенный опыт ведения бизнеса и готовы нести ответственность за управленческие шаги.
-
Свободная — при этой бизнес-модели франчайзер передает общую концепцию и право на бренд, а покупатель получает максимальную степень независимости в управлении. Например, владелец франшизы кафе вправе менять меню, самостоятельно выбирать дизайн интерьера, маркетинговые стратегии, искать поставщиков продуктов и т.д.
Кроме того, франшизы часто делят по принципу исключительности на одной территории: в зависимости от того, сколько торговых точек может быть открыто разными франчайзи в одном регионе, городе или районе. Соответственно, чем шире для покупателя поле деятельности, тем дороже сделка.
Как работает система франчайзинга
Проанализируем в деталях схему работы по франшизе.
-
Сначала собственник бренда создает успешный бизнес, делает узнаваемым товарный знак, зарабатывает хорошую репутацию, методом проб и ошибок формирует ту модель, которая действительно приносит финансовый успех.
Все достижения и наработки владельца фактически формируют франчайзинговый пакет. В определенной точке развития возникает желание масштабировать компанию. Одним из реальных и быстрых способов захвата новых территорий является продажа франшиз.
-
Интерес других предпринимателей (франчайзи) – не начинать всё с нуля, а получить готовое решение и поддержку головной организации.
-
Стороны заключают договор коммерческой концессии и регистрируют его в Роспатенте. Франчайзи покупает право работать под известным брендом, пользоваться «наработками» франчайзера, а взамен выплачивает ему единоразово крупную сумму (паушальный взнос) и /или регулярно процент от прибыли (роялти).
-
Обычно на этом взаимодействие не заканчивается. Так как владелец бренда заинтересован в поддержке репутации и дальнейшем росте бизнеса, он контролирует качество обслуживания, обучает персонал покупателя, предоставляет информационные, маркетинговые материалы и т.д.
Что входит во франшизу
Франчайзинговый пакет традиционно включает:
-
Право на использование бренда – покупатель может работать под торговой маркой владельца, применять логотипы и другие уникальные элементы в дизайне торговой точки, на продукции, рекламе и т.д.
-
Бизнес-модель и операционные стандарты – сюда входят технологии, описание бизнес-процессов, рабочие инструкции, протоколы, нормы качества обслуживания.
-
Систему обучения и подбора персонала – она может быть как начальная (непосредственно при запуске проекта на новом месте), так и постоянная на протяжении всего срока действия франшизы. Например, регулярные тренинги, вебинары, личные встречи с представителями бренда.
-
Маркетинговые услуги – многие франчайзеры берут на себя разработку и поставку маркетинговых материалов (баннеров, каталогов, визиток), а также проводят совместные рекламные кампании, акции и т.д.
-
IT- поддержку – франчайзи также могут получить доступ к специализированному ПО, CRM-системам, инструментам учета и аналитики, а также техническую поддержку профессионалов.
-
Клиентскую базу / базу поставщиков – зачастую франчайзинговый пакет включает доступ к проверенным контрагентам. В этом есть и интерес продавца: таким образом он поддерживает стандарты качества и получает большие поставки сырья, материалов на выгодных условиях.
-
Мониторинг и контроль – владелец бренда может периодически проводить аудиты, чтобы убедиться в том, что работа франчайзи соответствует корпоративным стандартам.
Интересный вопрос: что происходит с франшизой, если покупатель недобросовестно исполняет свои обязанности, например, оказывает услуги «спустя рукава», нарушает стандарты и портит репутацию бренда?
На этот случай обычно в договоре есть пункт о штрафах, которые привязаны к размеру роялти или паушального взноса. Кроме того, часто франчайзер имеет возможность отказаться от договора, т.е. расторгнуть сделку в одностороннем порядке.
Где найти франчайзеров
Если вы четко знаете, франшизу какой компании хотите приобрести, можно сразу идти на сайт бренда и попробовать связаться с продавцом напрямую.
Добросовестные бренды, которые продают франшизы, в открытом доступе размещают подробную информацию о финансовой модели, размере роялти, условиях сотрудничества, требованиях к помещению, чтобы потенциальный покупатель сразу мог оценить, подходит ли ему такая франшиза.
Второй вариант для поиска — это онлайн-агрегаторы и каталоги франшиз. Например, на сайте «франшиза.ру» собраны сотни предложений от российских предприятий. Их можно отфильтровать по разным критериям: направление деятельности, размер начальных вложений, регион продаж и т.д.
Кому подойдет бизнес по франшизе
В широком смысле франшизу можно сравнить с инструкцией к новой технике. Для вас описаны все ключевые процессы, перечень возможностей, типовые настройки. Но вы самостоятельно решаете, как адаптировать гаджет под себя, как им пользоваться, какие функции вывести на первое место и т.д.
Франшиза идеально подходит тем, кто хочет начать свое дело, но не решается начинать с нуля, рисковать финансами без четкого плана действий.
Другая категория покупателей – инвесторы, уже опытные бизнесмены. Они не располагают лишним временем, но располагают свободными деньгами, которые нужно выгодно вложить. Оптимальным решением для многих является использование готовой, уже проверенной модели.
Как правило, франчайзеры в описании условий сразу указывают сроки окупаемости инвестиций, размер чистой прибыли и выручки за месяц.
Как выбрать франшизу (примеры)
Всегда остается риск нарваться на недобросовестных продавцов франшиз, поэтому так важно подбирать предложение на проверенных ресурсах.
Пример: ИП Кувшинова приобрела франшизу агентства недвижимости ООО «Рус Глобал Групп». В нарушение условий сделки продавец так и не передал покупателю уникальные технологии, коммерческий опыт и ноу-хау. Франчайзи обратился в суд с требованием расторгнуть договор и вернуть паушальный взнос, роялти и проценты на сумму долга. Суд в данном споре встал на сторону покупателя франшизы и требования удовлетворил (дело А40-70995/2020).
Дадим несколько рекомендаций, что значит качественная франшиза. Прежде чем вкладывать свои средства в покупку лицензии, проверьте:
-
Юридическую чистоту. Убедитесь, что товарный знак действительно принадлежит организации, в суде по интеллектуальным делам нет открытых споров, отсутствует задолженность перед контрагентами.
-
Полноту информации о франшизе. Добросовестный продавец готов предоставить любые сведения о своем бизнесе, ведет переговоры открыто, размещает максимально подробные условия сотрудничества на официальном сайте.
-
Историю бренда. Изучите, сколько лет компания на рынке, каков ее опыт в продаже франшиз, почитайте отзывы других франчайзи.
-
Уровень предоставляемой поддержки. Надежный франчайзер передает не только лицензию на товарный знак, но и комплекс других прав и возможностей. Обычно чем больше франчайзинговый пакет, тем качественнее предложение и безопасней сотрудничество.
Заключение
Итак, франшиза – это уникальная возможность начать бизнес под узнаваемым брендом с проверенной финансовой моделью и поддержкой опытного игрока рынка. Хороший франчайзинговый пакет должен включать не только ТЗ, но и обучение, маркетинговую и техническую помощь, эксклюзивные права на территорию. Важно, несмотря на все видимые преимущества, внимательно изучить требования и условия предложения, чтобы трезво оценить свои силы и шансы на успех.