-
-
-
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем Вас...

Этот файл доступен для скачивания только зарегистрированным пользователям. Станьте им. Регистрация быстрая.

А скачивать сможете не только этот, но и сотни других полезных шаблонов и документов для управленцев.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и скачать материал
Зарегистрироваться
-

Система контроллинга: определение и особенности

10 июня 2021
3488
Средний балл: 0 из 5
эксперт Актион Управление, автор портала gd.ru
Система контроллинга: определение о особенности
Система контроллинга: определение о особенности

Контроллинг на предприятии – это совокупность таких подходов к управлению, как управленческий учет, аналитика, планирование и контроль. Этот метод используется для успешного достижения поставленных целей. В зависимости от типа управления контроллинг имеет свои особенности. Разберем их в статье.

Контроллинг в менеджменте: определение, функции и задачи

На сегодняшний день контроллинг – это относительно новый термин, у которого нет четкого определения. Большинство экспертов сходятся во мнении, что суть контроллинга сводится к управлению. Но это не раскрывает сущность понятия в полной мере, поэтому его следует рассматривать с разных сторон.

Термин «контроллинг» происходит от английского слова «control», что переводится как «контролировать», «контроль». Это целый комплекс мер, которые помогают эффективно управлять предприятием. В него входят управление рисками, поиск и обработка информации, создание системы ключевых показателей, планирование, создание оперативной и стратегической такими и т.д. Конечная цель контроллинга – увеличение прибыли бизнеса и укрепление его позиций на рынке.

Функции контроллинга

Контроллинг осуществляет следующие функции:

  • Постановка целей. Это не только количественные, но и качественные цели, а также критерии для оценки полученного результата.
  • Управленческий учет. Он отражает положение дел в хозяйственной составляющей бизнеса.
  • Планирование. Деятельность, направленная на анализ недостатков и преимуществ компании, а также прогнозирование возможных рисков. В плане важно отражать конкретные пути для достижения поставленных целей и числовые показатели, к которым необходимо стремиться.
  • Управление информацией. В сфере предпринимательства всегда наблюдается крупный поток информации. Задача руководителя состоит в ее грамотном сборе и сортировке. Контроллинг предполагает, что такие данные должны быть достоверными, понятными, актуальными и полезными для развития бизнеса.
  • Мониторинг бизнес-процессов. В рамках этого мероприятия руководителю важно следить за осуществлением всех текущих процессов и задач, принимать отчеты о работе сотрудников, анализировать полученные результаты.

То есть, качественный контроллинг, включающий в себя обеспечение всех вышеперечисленных функций, повышает эффективность и производительность работы компании. Особенно важно обращаться к этому процессу тогда, когда бизнес достигает пика своего роста. На этом этапе важно оценить ситуацию внутри предприятия.

Система контроллинга: определение о особенности

Задачи контроллинга

Контроллинг на предприятии выполняет ряд задач. Среди них, прежде всего:

  • Обеспечение прозрачности бизнеса для всех сотрудников.
  • Подготовка информационной базы, которая поможет принимать верные управленческие решения.
  • Предоставления доступа сотрудникам к необходимой для работы информации.
  • Организация консультативных мероприятий.
  • Прогнозирование возможных событий, которые могут повлиять на деятельность организации.
  • Постановка целей для всей компании, так и для каждого отдельного предприятия.
  • Обеспечение выполнения поставленных целей.

Осуществлять контроллинг в компании может не только генеральный директор, но и другие топ-менеджеры и руководители отделов. При этом важно, чтобы они не только определяли проблему, но и готовили различные варианты для ее решения.

Основные виды и инструменты контроллинга

Эксперты определяют несколько видов управленческого контроллинга: стратегический, тактический, коммерческий и кадровый. В таблице нижем рассмотрим, чем они отличаются друг от друга.

Стратегический контроллинг. Используется для мониторинга текущей ситуации как во внутренней, так и во внешней среде предприятия. Главная цель – защитить бизнес от потенциального кризиса путем создания соответствующей политики.

В рамках стратегического контроллинга компания решает следующие задачи:

  • Учет параметров развития бизнеса: качественных и количественных.
  • Постановка стратегических целей.
  • Формирование принципов для управления кризисными ситуациями.
  • Делегирование полномочий в соответствии со стратегическим планированием.
  • Анализ и применение других вариантов развития бизнеса.
  • Выявление внутренних и внешних рисков для стабильной работы компании и т.д.

Тактический контроллинг. Предполагает осуществление деятельности, которая напрямую связана с контролем всевозможных бизнес-процессов. Тактический и стратегический контроллинг имеют сходства, связанные с применением методов и организацией контроля на предприятии.

Тактический контроллинг включает в себя такие задачи, как:

  • Планирование контрольной деятельности, в том числе и установление периодичности проверок.
  • Организация тотального, точечного и общего контроля.
  • Поиск и выявление бизнес-процессов, которые могут стать критическими в будущем.
  • Повышение квалификации сотрудников, осуществляющих функции контроля.
  • Внедрение в систему современных технологий для автоматизации процедуры контроля и обработки больших массивов информации и т.д.

Коммерческий контроллинг. По-другому его также называют финансовым контроллингом. Основная цель такого подхода к управлению – это поддержка ликвидности и рентабельности бизнеса. Это означает, что финансовый контроллер берет на себя обязанность следить за тем, чтобы организация всегда была готова осуществлять свои обязательства по платежам.

Задачи коммерческого контроллинга:

  • Контроль за исполнением плана и достижения установленных ранее финансовых показателей.
  • Поиск источников для финансирования бизнеса.
  • Организация мероприятий, обеспечивающих финансирование.
  • Подготовка финансовой стратегии компании и делегирование соответствующих задач сотрудникам.
  • Финансовое планирование: как краткосрочное, так и долгосрочное.
  • Контроль над соответствием финансового учета производственному.
  • Применение финансовых и экономических показателей в работе компании и т.д.

Кадровый контроллинг. В этом случае речь идет об модернизированном подходе к управлению персоналом. Он включает в себя не только подбор и контроль над персоналом, но и анализ количественных показателей, которые связаны с работой отдела кадров.

Кадровый контроллинг персонала решает такие задачи, как:

  • Подготовка системы для кадрового планирования и контроля.
  • Формирование информационной системы для работы с кадрами.
  • Оценка и анализ работы персонала.
  • Контроль над кадровой отчетностью.
  • Кадровый аудит и т.д.

Бизнес без ошибок: где искать подсказки для сложных решений

Читайте, что делать, чтобы минимизировать управленческие ошибки в условиях неопределенности, в статье журнала «Генеральный Директор».

Что делать директору

Для того, чтобы осуществлять все задачи в рамках контроллинга, компания использует такие научные методы, как анализ, моделирование, конкретизация и абстрагирование, а также индукция, дедукция, проведение аналогий и синтез.

Инструменты контроллинга

Сегодня наиболее эффективным инструментом для контроллинга считается система Balanced Scorecard, или сбалансированная система показателей. Благодаря такому инструменту компания может направить все силы на максимальное достижение всех стратегических целей бизнеса. Система используется не только высшим руководством, но и сотрудниками внутренних отделов.

Кроме этого, контроллинг включает в себя и другие инструменты – например:

  • Управленческий учет.
  • Бюджетирование.
  • Затраты и их расчет в зависимости от бизнес-процессов.
  • Расчет целевых затрат.
  • Расчет затрат, основанный на жизненном цикле товара или услуги.
  • Формирование отчетности в соответствии с международными стандартами и т.д.

Все эти инструменты будут особенно полезным для бизнеса, где размер косвенных затрат превышает размер прямых.

Как внедрить систему контроллинга на предприятии – структура и примеры

В большинстве случаев для того, чтобы ввести контроллинг в работу организации, необходимо пройти через три основных этапа: подготовка, внедрение и автоматизация. Каждый из них предполагает осуществление ряда внутренних мероприятий.

Шаг 1. Подготовка к внедрению контроллинга

На первом этапе важно ознакомиться с принципами такого подхода к управлению, как контроллинг. Руководство принимает решение об инициировании внедрения этой системы, когда в компании наблюдаются неблагоприятные факторы: например, возникновение рисков как внутри бизнеса, так и во внешней среде.

Прежде чем принимать окончательное решение, руководитель должен оценить готовность сотрудников принять нововведения. Необходимо доступно объяснить, почему новая система принесет бизнесу выгоду. В противном случае высшее руководство рискует столкнуться с непринятием контроллинга.

Другой важный пункт на подготовительном этапе – это оценка финансовых и кадровых ресурсов. Контроллинг требует крупных затрат на приобретение специального программного обеспечения, модернизацию системы управления, расширение полномочий отдельных сотрудников и т.д. Рекомендуется составить предварительный бюджет на определенный период, проанализировать затраты а производство, прибыль, убытки, издержки и др.

Финальный шаг на этапе подготовке – это составление общего отчета о текущем положении бизнеса и причинах, по которым важно внедрить новую систему контроллинга: преимущества и недостатки работы компании, ее «узкие места», производительность труда каждого отдела и его сотрудников и т.д.

Шаг 2. Внедрение контроллинга

Как только подготовительный этап закончен и руководство подготовило документальную базу, можно приступать к внедрению новой системы в компании. Перед тем как использовать все доступные инструменты на практике, необходимо понять, как должна выглядеть структура контроллинга. Каждая конкретная организация может адаптировать ее под свои нужды, однако в общем виде она включает в себя такие элементы, как:

  • Постановка целей – как краткосрочных, так и долгосрочных.
  • Выработка рекомендаций, которые помогут принимать грамотные управленческие решения.
  • Планирование и мониторинг деятельности предприятия.
  • Управленческий учет.
  • Контроль и анализ результатов работы.
  • Управление информационными потоками.

Все инструменты контроллинга, в том числе планирование, бюджетирование, расчеты, исследования и т.д. необходимо адаптировать под реалии, в которых работает бизнес. Подбор инструментов и методик, которые подойдут определенной компании, является ключевым моментом на этапе внедрения контроллинга.

Система контроллинга: определение о особенности

Еще один важный элемент – это принятие решений о том, кто именно из сотрудников возьмет на себя роль контроллера. Это специалист, который будет выполнять все задачи, связанные с контроллингом. Он должен сочетать в себе как «мягкие», так и «жесткие» навыки, которые присущи квалифицированному управленцу. Контроллер анализирует финансовое положение предприятия, распределяя косвенные затраты, выявляя отклонения от рекомендуемых показателей, рассчитывая так называемую «точку безубыточности» и т.д.

Вместе с этим контроллер должен находить общий язык со всеми сотрудниками организации, а также мотивировать их на улучшение производительности труда и своевременно разрешать любые конфликты среди персонала.

Шаг 3. Автоматизация контроллинга

В эпоху цифровизации бизнеса все больше и больше предпринимателей стремиться к автоматизации любых процессов. Это также затронуло и контроллинг. В сфере управления автоматизация выполняет две основные функции: это оперативный доступ к важным данным, а также их визуализация для принятия правильных управленческих решений.

Автоматизация контроллинга происходит за счет использования в работе компании четырех основных информационно-аналитических модулей:

  1. XML-адаптеры. Это цифровые инструменты, которые позволяют автоматически собирать все доступные данные из разных систем.
  2. Показатели. Речь идет о подготовке специальной информационной базы, где хранятся все показатели, которые компания достигала в разные периоды времени.
  3. Анализ. При автоматизации контроллинга исследования и отчеты формируются без риска возникновения ошибок из-за человеческого фактора.
  4. Отчетность. Как и анализ, отчеты в рамках контроллинга составляются автоматически на основании определенных запросов.

Говоря о конкретных примерах, необходимо отметить, что система контроллинга впервые начала применяться в Германии, начиная с 50-х годов 20-го века. В России эта практика приобрела популярность всего лишь несколько лет назад. Контроллинг чаще всего наблюдается среди компаний, которые принадлежат в сегменту крупного бизнеса. Это объясняется их масштабностью. Средний бизнес довольно редко применяет такой подход к управлению, а малый – практически никогда.

В России контроллингом в первую очередь интересуются производственные организации, которые постоянно находятся в состоянии соперничества на быстро развивающемся рынке. Внедрение контроллинга в этом случае является одним из примеров использования современных технологий для отстройки от конкурентов и достижения конкретного преимущества.

Среди представителей российского предпринимательства можно отметить несколько крупных игроков, которые активно используют систему контроллинга: это «Райффайзен Банк Интернациональ АГ», ULS Group, ООО «Лента», а также ManpowerGroup Inc. и отечетсвенное представительство Basalt-Actien-Gesellschaft.

Подписка на журнал «Генеральный Директор»

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.