Создание стратегии компании позволяет выработать план действий, направленных на достижение максимальных показателей в рамках ее деятельности. Благодаря грамотной стратегии бизнесу удается завоевать позиции лидера на рынке.
Что такое стратегия в сфере бизнеса
В бизнесе под стратегией подразумевают отдельное направление, детально раскрывающее деятельность предприятия, его бизнес-процессы, долгосрочные и краткосрочные цели, а также миссию, инструменты для решения задач, специфику риск-менеджмента. Сущность стратегии сводится к тому, что она представляет собой алгоритм последовательных действий. Результат от предыдущего – это ресурс для осуществления следующего.
Таким образом, специфика стратегии состоит в том, что это последовательность целей, каждая из которых взаимосвязана с предыдущей. Их объединяет единая цель, которую преследует компания на рынке. Любые действия в рамках стратегии направлены на ее достижение.
Существует несколько подходов к классификации стратегий в зависимости от их целей. Так, это может быть последовательность действий, осуществляемых для развития компании, ее продукции, расширения сегмента на рынке, а также для полной ликвидации, слияния с другими предприятиями.
Если бизнес масштабный, то для его развития используется единая стратегия, которая бывает трех видов:
- Прогрессивный тип. Его суть заключается в том, что стратегическое развитие компании происходит за счет формирование связей между производителем продукта и его конечным потребителем.
- Регрессивный тип. Акцент сделан на сотрудничестве с партнерами (например, с поставщиками продукции).
- Горизонтальный тип. Реализуется посредством захвата конкурентов на рынке и контроля их деятельности.
Вне зависимости от выбранного подхода ключевой элемент любой стратегии – это определение ее главной цели и постановка внутренних целей для перехода к следующему бизнес-процессу. Правильный подбор целей зависит от объема ресурсов, которые потребуются для их достижения. Ресурсы также определяют последовательность действий в стратегическом планировании. Важно понимать, что далеко не все цели попадают в эту цепочку. Необходимо отбирать только самые эффективные: это те цели компании, которые наиболее выгодные, с точки зрения соотношения затрат к финальным результатам.
Другой важный момент в разработке стратегии – это определение приоритетов и ориентирование на важнейшие элементы в работе бизнеса. Концентрироваться необходимо на самых главных момент, поскольку второстепенные задачи часто являются менее существенными, но отнимают слишком много времени. В этом и заключается основа создания стратегии для развития.
В каких случаях стратегия становится особенно важной?
- Создание и запуск на рынок нового продукта. Необходимо оценить, как выглядит целевая аудитория: ее потребности и проблемы, возраст и социальный статус, финансовое положение и т.д. Сюда также входит отстройка от конкурентов.
- Совершенствование позиций на рынке. Деятельность, направленная на захват лидерских позиций путем анализа конкурентных и собственных преимуществ и создание стратегии, где главная цель – расширение рыночного сегмента.
- Повышение уровня конкурентоспособности. В данном случае в рамках стратегии руководство определяет свои сильные и слабые стороны по сравнению с лидерами рынка и прямыми конкурентами.
Стратегическое планирование – это одна из важнейших составляющих для развития конкретного направления и всей компании в целом.
Цифровизация бизнеса: пошаговый антикризисный курс
Школа Генерального директора запустила первый специальный курс для малого и среднего бизнеса по цифровизации. Его преимущество – в практичности.
Основы разработки стратегии для бизнеса – правила и алгоритм
Разрабатывать план стратегического развития необходимо на основе прогнозирования и планирования. Один из первых шагов на предварительном этапе работы над стратегией – это сбор информации. Для этого важно оценить как внешний, так и внутренний уровень бизнеса. Информация о внешнем уровне включает в себя:
- Положение рынка – как текущего, так и потенциального.
- Данные о покупательской способности потребителей и факторах, которые могут негативно повлиять на нее.
- Социально-политические, а также географические, демографические, экологические и другие факторы, от которых может зависеть судьба производства.
Для стратегического планирования достаточно будет информации в общих чертах. Однако чем она детализирование, тем более успешным будет результат. На первоначальном этапе необязательно также указывать точные сроки достижения той или иной цели: это практически невозможно. В любом случае информация, которая необходима для разработки стратегии, всегда будет актуализироваться. То же самое касается и дедлайнов для выполнения определенных задач.
Алгоритм действий для разработки стратегического плана выглядит следующим образом:
Шаг 1. Определение миссии и важнейших целей компании
Миссия компании помогает ответить на вопрос: «В чем смысл ее существования и почему она должна быть интересна потребителям?». Ответ на этот вопрос отражает специфику деятельности предприятия. С другой стороны, важно также поставить основные цели, которые будут достигаться посредством осуществления бизнес-процессов. Если компания знает, к какому результату необходимо стремиться, то сформировать стратегический план будет намного проще.
Примеры целей в рамках стратегического планирования: формирование позитивного образа после ребрендинга бизнеса, делегирование полномочий, создание внутренней структуры компании, управление рисками и перспективами.
Шаг 2. Сбор информации о текущем положении бизнеса
Постановка целей предполагает создание картины идеального положения предприятия, к которому должны стремиться сотрудники в рамках осуществления стратегии развития. Собирая данные о нынешнем положении в компании, высшее руководство может сравнить его с представлением об идеальной картине. Это поможет определить последовательность действий для устранения слабых мест.
Стратегии развития компании: 5 шаблонов для разработки
В рекомендации Системы Генеральный Директор – 5 шаблонов для разработки.
1. «5 сил Портера»
Автор метода – Майкл Портер, специалист в области изучения экономической конкуренции. Это шаблон больше всех подходит для классического рынка. Это самый продуманный и сбалансированный подход, позволяющий проанализировать конкурентов и способы борьбы с ними. Анализ происходят при помощи определения пяти конкурентных сил:
- Угроза появления конкурентов – каков порог выхода на этот рынок новых игроков.
- Угроза появления заменителей – насколько легко можно вывести на рынок заменитель вашего товара или услуги.
Скачать «5 конкурентных сил Портера»2. Матрица Ансоффа
Это модель для выбора новых стратегических направлений для опытных компаний. В матрице Ансоффа используются две оси: вертикальная «Товары компании» и вертикальная «Рынки компании». Товары и рынки делятся на старые и новые. В итоге получаете четыре квадрата, в каждом – свой вид стратегии.
Скачать шаблон матрицы АнсоффаОстальные шаблоны доступны в Системе Генеральный Директор.
Шаг 3. Составление плана
Стратегический план – это документ, который в письменном виде изображает стратегию бизнеса. Он содержит ответы на все вопросы, касающиеся работы предприятия: что должно быть сделано, каким образом, когда, к чему необходимо стремиться, какие показатели считаются минимальными и максимальными и т.д. Чаще всего такой документ является результатом мозгового штурма, проведенного совместно с представителями высшего руководства, партнерами по бизнесу и менеджерами среднего звена.
Стратегический план состоит из двух-трех страниц. Он не требует детального описания для каждой цели и бизнес-процесса, не регламентирует работу каждого сотрудника. Это документ, написанный в свободной форме, который отвечает на базовые вопросы.
Шаг 4. Обозначение ключевых программ
Заключительный этап в процессе разработки – это составление последовательности конкретных задач. Их необходимо расписать подробно: кто является исполнителем, в какие сроки их необходимо выполнить, какой результат должен получиться сотрудник. Таким образом, программа в рамках стратегического планирования – это несколько задач, следующих друг за другом, которые в конце концов приведут к достижению поставленной цели.
Каждая программа предполагает наличие ответственного лица. Он реализует ее, а затем отчитывается о проделанных действиях и полученных результатах перед высшим руководством.
Отсутствие программы ведет к возникновению ошибок в планировании. Такая последовательность действий связывает рутинные действия, осуществляемые сотрудниками, со стратегическими целями, обозначенными руководителем.
Примеры и ошибки разработки плана
Пример разработанного стратегического плана может включать в себя такие положения, как:
- Анализ результатов, полученных в результате работы бизнеса на протяжении определенного периода (например, до составления плана).
- Прогнозирование положения дел на рынке и в сфере экономики в целом.
- Текущее положение бизнеса: какими плюсами и минусами компания обладает на сегодняшний день.
- Какую миссию преследует компания и в чем заключаются ее ценности.
- Различные подходы к стратегическому планированию в зависимости от объекта: финансы, клиенты, управление персоналом, управление рисками, захват международных рынков, внедрение современных технологий в производство и т.д.
- Особенности реализации стратегического плана.
Чтобы реализация процессов, связанных со стратегическим развитием бизнеса, была максимально эффективной, важно избегать следующих ошибок:
- Не учтены актуальные тенденции, которые наблюдаются на рынке в данный момент.
- Акцент был сделан на текущие задачи, которые были важными только в определенный срок, а не на стратегические – те, которые являются долгосрочными и могут принести выгоду на ближайшие несколько лет.
- Руководитель не контролирует исполнение программ, разработанных в стратегическом планировании.
Однако самая важная ошибка, которую могут допустить руководители, – проигнорировать важность стратегического управления.